ВоспитаниеВ этой статье:

  • Воспитание — что с этим злом/добром делать?
  • Осторожно! На площадке малодумающие родители или «Dangerous evil hen»
  • Меняя (воспитывая) личность ребенка, на что/кого опираться. Можно ли делать ЭТО гармонично (Все такие умные, советы бестолковые раздают, попробовали бы с моими детьми пожить!)
  • НЕТ и НЕЛЬЗЯ!
  • Малодумающие родители
  • Твердое слово в воспитании

Немного теории…☺

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. В английском языке отсутствует аналог русскому слову «воспитание».

Русское слово «воспитывать» будет переводиться на английский множеством других слов – обучать, тренировать, ставить на ноги и т.д. (Википедия)
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
📚 Взглядов и теорий процесса воспитания множество и их количество растет! Но есть всего два основных направления:
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
1🔔 ребенок — изначально совершенен, все что нужно это только обучение неким навыкам. (Дети — ангелы, взросления не прогресс, а регресс)
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
2🔔 ребенок — незрелый материал, из него нужно лепить, творить, создавать («не умеешь – научим, не хочешь – заставим»).
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Понимаете как много разногласий возникает. 😥
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Вопрос: какое направление вам по душе, и какие по вашему мнению «получаются» люди при первом и втором типе воспитания? И как воспитывали вас? Отвечая на эти вопросы мы сможем увидеть, преобладающее направление и соотвесьвенно разберем его подробно!

Море Мама и малышВоспитание — для кого и для чего?
#еженедельнаястатьяIM
Помните Кролика 🐰 из мультфильма про Винни-Пуха (по повести Алана Милна), где он весь день обслуживал двух типов, скормив им все свои запасы еды, дал разрушить свой дом, и плюс у этому, его еще изваляли и придавили. И Кролик ничего не сказал им!!! «… потому что он был ВОСПИТАННЫЙ…»
Т.е. эти двое опять могут прийти и делать тоже самое или хуже / или лучше 😉.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Я помню в детстве и даже сейчас периодически слышу фразу в контексте КОМПЛИМЕНТа 😂 «Какой воспитанный ребенок!» Выглядит это так: дети играют в луже похожие на довольных поросят, грязных и хрюкающих от удовольствия, а один мальчик обходит в чистых красивых одеждах их стороной, и даже не совершает попыток 🐽 «припоросятиться».
Какой воспитанный ребенок, ему в след, растекающиеся в улыбке женщины в чистой обуви 😊
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Получается воспитанность — в обществе понятие, характеризующее навык сдерживать свои естественные реакции, в угоду донесенным принципам, кстати не всегда в полезным. И все это для потехи Эго родителей. Да, есть и другая крайность, когда дети вообще не понимают элементарных «правил дистанции» — поливая со смехом, всех грязью из ведра и не реагируя на просьбы прекратить.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Давайте рассмотрим слово ВОСПИТАНИЕ — есть «ВОС» и «ПИТАНИЕ» , Питать — это ведь кормить, насыщать, пить, т.е. процесс обеспечения необходимой энергией для жизни. А приставка ВОС — означает востребованность, актуальность , нужность.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Получается, что ВОСПИТАТЬ ребенка — это наполнить его актуальным питанием для жизни, нужными знаниями, умениями и энергией. Но именно для его жизни, а не для своей. Далее: взгляды на воспитание талантливых педагогов. Что сейчас актуально для детей? Почему начинаем с себя? Может сначала воспитать свекровь/тещу?

Л.С.ВыготскийПозвольте поделиться мыслями и идеями о процессе воспитания, великих людей. Возможно, вы найдете ориентиры в этом интересном и удивительном направлении бытия. 😊
Начнем с Льва Семеновича Выготского
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Наиболее полно принципы обучения были сформулированы Л.С. Выготским в виде: обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным; обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся; порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; обучение должно развивать самодеятельность, активность, инициативу; обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком лёгким; преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путём, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. (Макарова А. И. Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 347-349).

Ж.Ж.Руссо«Дисциплина в свободе» от Ж.Ж.Руссо и М.Монтессори
ПАРАДИГМАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ
На основе развития манипулятивного подхода Ж.Ж.Руссо в начале ХХ
века итальянский педагог Мария Монтесорри доказывала, что воспитание
лишь предоставляет ребенку возможность развивать свое тело и душу
посредством собственной деятельности, свободной активности. Смысл педагогического метода, разработанного М.Монтессори, заключается в том,
чтобы, особым образом организуя среду жизни ребенка, предоставить ему  возможность свободно действовать в соответствии с его естественными  наклонностями. Развивая идею Ж.Ж. Руссо о том, что лучшим средством  воспитания является хорошо направленная свобода, М.Монтессори  сформулировала педагогический принцип воспитания: «Дисциплина в свободе». По ее мнению, дисциплина может достигаться косвенными средствами, организацией деятельности детей в их спонтанной работе. Она подчеркивала, что воспитатель должен руководить ребенком, по  возможности не выдавая своего присутствия, не вмешиваясь в его  деятельность. Задача воспитателя заключается не в том, чтобы навязать детям свою волю, а в том, чтобы направлять их в окружающей среде,  организуя ее в соответствии с возрастными особенностями детей и их внутренними потребностями. Стремясь избежать прямого воспитательного воздействия на ребенка, М. Монтессори создавала особую педагогическую среду, которая способствовала проявлению многообразной спонтанной активности ребенка, обеспечивая освоение ребенком культурных достижений человечества, развитие его конкретных свойств личности.  Педагогика «хорошо направленной свободы» в скрытой форме  сохраняет за воспитателем функцию руководителя и организатора  педагогического процесса, но обеспечивает превращение ученика в  полноправного партнера, активного субъекта.

Сердце«Традиционно под воспитанием принято понимать процесс передачи  жизненного опыта старших поколений младшим, воспитание выступает как
обучение принципам жизни. Стремление поставить воспитание на службу
государству привело к тому, что воспитание стали трактовать как
целенаправленное формирование личности с заданными свойствами. Но
насильственный характер воспитательных средств противоречит природе  ребенка, которому свойственна страсть к свободе. Ребенок не хочет быть
объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни.» Макаров Александр Викторович кандидат филологических наук,
заместитель декана по воспитательной работе, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического
института имени А.П. Чехова

Мама и ребенокБерегитесь «НЕЛЬЗЯШКИ» идут!!!
Родители, которые часто употребляют слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕТ» — становятся «нельзяшками» и вытесняются из сознания детей, проще говоря их перестают слышать. Справедливости ради, надо сказать что во взрослых отношениях тоже самое 😉
А сейчас:
Включите воображение пожалуйста и давайте путешествовать. Представьте, что вас отправляют на удивительно интересную и неизведанную планету, вы путешествуете не одни, есть «проводник — экскурсовод» с довольно теплым и трепетным к вам отношением. И вот прилетели, вышли…. А тАМ ооооо… светящиеся огни плывут потоком в воздухе, вы к ним! А тут: НЕЛЬЗЯ! Переводите взгляд и видите субстанцию отражающую небо, и издающую приятные звуки … Вам «нельзя!» Вы пробуете ходить быстрее и понимаете, что ветер подхватывает тело, играя волосами и щекоча лицо, несет в янтарно светящуюся даль… Вам «Нет! Медленнее! Упадешь!». Восторг! Разлетающиеся в пространстве танцующие потоки яркого, теплого, хрустящего и завораживающего своим ароматом вещества. К нему! Вам: «Нельзя!» Узнаете себя?
Вы бы долго с таким проводником ходили? И какое к нему отношение формируется? Ясно же что уже на 3-й день слушать его неохота…
КАК БЫТЬ? Ведь опасности на каждом шагу для маленького и неопытного?

🔴5 главных правил, чтобы не стать «Нельзяшкой».
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
1. Правило взвешенной необходимости. Запрещать/ограничивать только то, что действительно опасно: автодорога, огонь, газовая плита и т.д. Например когда мама/папа хочет поговорить по телефону и чтобы не отвлекали — говорить «нельзя» — неуместно. Оптимально создавать некие семейные ценности/обычаи: культура общения, границы Я, взаимоуважение. «Когда я разговариваю, то если нет срочного вопроса подожди, а если срочно подойди и подмигни мне (возьми за руку), что мол, дело важное есть, и тогда я быстрее закончу разговор».
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
2. Объясните подробно и доступно. Как говорить НЕЛЬЗЯ? Нужно объяснять происходящее, даже годовалому малышу. Он Человек, с молниеносной скоростью обработки информации и зудящими от желания познавать, руками и др.местами 😉 Объясните, дорога — нужно быть осторожным — потому-то и потому-то.
3. Всему есть название. Замените «Нельзя это трогать» на реальное обозначение происходящего. Вы же с умнейшим жителем планеты говорите. Газовая плита, в горячо! Крутой спуск, бах! Острое, может поранить! Тяжелое, держи крепко! Высоко! и т.д.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
4. Не пощупаю не поверю! Ребенку нужен опыт, ощущения! Дайте познать, горячо, холодно, упал, остро, и тд. В разумных пределах, но с четким ощущением 😉 Когда ваши слова будут совпадать с реальным ощущением, ребенок будет верить вам, и это первые важные «кирпичи» на пути к доверительным отношениям.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
5. Не воруйте у человека опыт. Прекращайте внушать свое. Тут не ходи — упадешь, это не ешь — отравишься, это не бери — сломаешь! «И пожалуйста, Семен Семенович… Никакой самодеятельности!» (Цитата из фильма «Бриллиантовая рука»). Дайте возможность прожить, пусть даже травматичный, но собственный опыт человеку. Ведь чем дольше гипероберегают ребенка, тем более травматичный опыт он получит. В 2г малыш может забрать на горку 1,5 метра и упасть с нее, если не будет держаться, в 10 лет он может забраться на 3-х метровую горку… НОобязательно объясняйте что произошло, разбирайте вместе ситуации: «Ты лбом ударился, потому что не наклонился, видишь стол ниже тебя… и тд»

Следующая тема: Малодумающие родители.
Начну с реальных примеров. Рассказываю без преукрас. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀

На детской площадкеПример 1.
Громкая девочка 4-5 лет носится по детской площадке и на всех детей кричит, чтобы они не играли на ее 3-горках и 2-х качелях 😂 Ее мама с подругой, сидят в сторонке и находя такое поведение смешным — смеются 😶 Когда дети были разогнаны, девочка попыталась забраться на горку по веревочке, что с узлами для удобства. Но у нее не получилось. Она кричит громко маме: «Мама помоги! Я не могу забраться по веревке!» Мама, не обернувшись на дочь : » У тебя это никогда в жизни не получится! Иди по лестнице!» 🙉🙈🙊 Как думаете, над чем стоило бы поработать маме, и/или ее дочери?

Пример 2.
Мама с девочкой 4х лет и мы с мужем и парнем 1,4 г. гуляем на площадке. Малышей часто обижают и прогоняют старшие дети, нашему уже «прилетало» поэтому играет он подальше от девочки. Увидев что девочка ушла с горки на другую, парень рванул туда и довольный забравшись на горку стоит. Девочка увидев «упущение» быстро подбежала к нему сзади и собирается столкнуть 1,4 летнего нарушителя с горки. Я успеваю руками его придержать, а муж был дальше поэтому громко крикнул: «Не трогай его!» Девочку это не остановило, она решила повторить попытку со словами: » Иди отсюда, это моя горка», пока я договариваюсь с парнем о скорейшего спуске 😉 Муж еще раз: «Не надо его трогать». Подбегает мать девочки и начинает орать, именно орать: «Не смейте орать на моего ребенка, не смейте ее оскорблять , убирайтесь с нашей площадки!» 😨😷 Случай клинический. Она ничего не хотела слышать, продолжая орать. Мне стало так стыдно перед детьми, за взрослых малодумающих.
Я благодарна за такой опыт , этой женщине. Именно благодаря ей, во мне еще ярче желание обсудить эти непростые темы, с надеждой , найти решения.
Что думаете?

Слово нетТвердое слово в воспитании. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Дети познают мир через соприкосновение с твердой материей (ощутимой), при этом получая опыт — ощущение и интерпретацию значимого взрослого. Например: малыш нащупал стул, взрослый — «стул , для того-то… »
Поэтому ваши слова относящиеся к воспитанию должны быть такими же ощутимыми — понимаете? Слова должны иметь чувственный опыт, с учетом того, что вы все объясняете отчего и почему.
Почему ТВЕРДОЕ слово. Дети эгоцентричны, любознательны и у них нет приград для потребностей 😉
Это и есть 1 кризис, когда ребенок начинает понимать что: ему чего-то нельзя 😡 Родители должны быть начеку и донести до своих пупсиков, что у них тоже есть границы — твердые и в меру несгибаемые принципы «Я».
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Тут важно соблюдать:
🔸 адекватность (компьютерные игры только по выходным с 16:00 -18:00, а не с 16:00 -16:10 😯 или в детской комнате каждый день по 5-7 минут наводите порядок дети к 21 ч. и обозначаете что это значит: игрушки там-то, мебель на своих местах, пылесосом прошлись и тд. Неадекватно: в детской комнате должна быть чистота, красота. И??? Когда? Что именно? Кто это должен делать? 😕)
🔸постоянство (если есть граница: мамины волосы выдергиванию потными ручками не подлежат — значит так все время, нет исключений) Взрослые не могут порой, а детям еще сложнее удерживать правила с частыми колебаниями. То можно так, то вот так. 😧
🔸комфорт для родителя (если вы знаете, что не будете радостно гонять на великах с ребенком каждый вечер, не мотивируйте этим ни себя ни ребенка)

Что же значит ощутимое? Твердое слово — это имеющее материальные последствия слова. Например: Мама: «Надевай резиновые сапоги, на улице дождь и много луж, по которым можно скакать и веселиться». Ребенок: «Не хочу, пойду а сандалях»
Мама: «Тогда ноги промокнут и быстро замерзнут нам придется идти домой». Ребенок надевает сандали. Мама: «Ты понимаешь, что ноги промокнут, и мы пойдем домой и больше уже не выйдем на улицу « И если ребенок не одел сапоги — обязательно реализовываются последствия. По началу это кажется долго, проще просто прикрикнуть и не терять время. НО чуть вложите и вы получите очень конструктивный тип послушания.
Вопросы приветсвуются ☺

© innamahankova.ru 2017⠀

© Фото: olga_gotsulyak

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню